Для учителей, работающих по инклюзии

Исследуем различия. Ценим разницу.

 

         Исторически так сложилось, что детей с инвалидностью считают «не такими как все», и это приводит к целому ряду ложных представлений и предрассудкам, которые бытуют в обществе. Исторически так сложилось, что детей с инвалидностью считают «не такими как все», и это приводит к целому ряду ложных представлений и предрассудкам, которые бытуют в обществе. Нам, как правило, хочется, чтобы окружающие люди все делали так же, как мы, и мы чувствуем себя значительно уютнее в ситуациях, где все похожи на нас. А если нет, то проще бывает сторониться таких людей, потому что нам не комфортно от того, какие они. В прошлом именно из-за этого, детей с инвалидностью прятали куда-нибудь подальше; либо они росли дома, и у них было очень мало возможностей встречаться со сверстниками, получать образование, профессию или работу, или же их вообще отправляли в закрытые специальные учреждения, где они оказывались в изоляции от остального общества.

            Хотя общество в целом понемногу начинает принимать различия между людьми, по прежнему остается немало ситуаций, когда на детей с инвалидностью как на необычных и неудобных, смеются над ними или подвергают остракизму, или же пытаются заставить их измениться. В результате оказывается, что им трудно получить доступ к основным услугам, образованию и позднее – к работе или жилью, то есть трудно участвовать в жизни общества.

            Не сама по себе инвалидность мешает этим детям принимать участие в жизни на равнее со всеми, а скорее те барьеры, которые выстроены внутри общества из наших отношений и предрассудков, барьеры, которые ведут к непониманию и дискриминации.

            Дети с инвалидностью, прежде всего – дети. У них равные со всеми другими детьми права.

 

 

Определение инвалидности

            Инвалидность часто определяется культурой и контекстом. То, что считается инвалидностью на одной площадке, может быть принято как норма на другой. Например, в некоторых странах дети, у которых нет пальца или уха, могут именоваться инвалидами, даже когда у них нет никакого функционального ограничения или нарушения. То, в какой мере люди становятся инвалидами, часто зависит от отношения и поведения других по отношению к ним, от наличия или отсутствия соответствующей базовой поддержки и от того, является ли доступной окружающая среда.

 

Различные модели инвалидности

            Прежний, традиционный подход к инвалидности исходил из медицинской модели, которая рассматривала ребенка-инвалида как проблему – он должен адаптироваться, чтобы соответствовать существующему миру. А сейчас акцент все чаще делается на социальной модели инвалидности, в которой проблемой является не ребенок с инвалидностью, а та дискриминация и те барьеры, с которыми он сталкивается в обществе.

            В медицинской модели упор делается на состояние, которое может быть диагностировано и вылечено медицинским путем. Внимание сосредоточено на нарушении, а не на нуждах человека. Медицинская модель старается изменить человека и адаптировать его, чтобы он соответствовал обществу. Медицинское лечение и реабилитация ставят целью исправить нарушения, отклонения от того, что рассматривается как норма. Такие вмешательства специалистов обычно требуют наличия отдельных специализированных служб, которые опираются на обученный медицинский персонал. В некоторых случаях согласно медицинской модели можно решить, что человек «не поддается лечению» или «неизлечим», и в этом случае возможности развития для него становятся еще более ограниченными, и помещение в закрытое учреждение рассматривается как единственно возможный вариант.

            В социальной модели акцент делается на том, чтобы создать изменения, соответствующие нуждам человека с инвалидностью. Социальная модель ставит целью адаптировать общество и среду так, чтобы сломать барьеры и дать возможность детям с инвалидностью участвовать в жизни общества. С точки зрения людей с инвалидностью дискриминация, которую они переживают, создается обществом. Они говорят, что изоляция связана не с их нарушением, а, скорее, является результатом воззрений, предрассудков, страха и невежества. Стратегии направлены не на то, чтобы пытаться «вылечить» человека, а на то, чтобы общество отреагировало, сделав все услуги доступными и обеспечивая включение. Дети с инвалидностью должны иметь доступ к обычным услугам, если нужно – с помощью специалиста.

            Поддержка детей с инвалидностью в том, чтобы они участвовали в жизни своего сообщества, должна также учитывать уникальность и индивидуальность каждого человека. Никакой «единый и безразмерный» подход невозможен. У каждого ребенка будут свои различные нужды и свои сильные стороны, и он, к тому же, может быть лишен социальных преимуществ из-за своего экономического статуса, принадлежности к группе этнического меньшинства, или из-за своего пола. Только принимая индивидуализированный и сосредоточенный на человеке подход, перестав рассматривать человека как проблему, мы можем начать процесс изменения.

 

Наше отношение

            Чтобы эффективно работать с детьми с инвалидностью, важно понимать наше собственно отношение к ним и наши собственные предрассудки. Они формировались в течение долгих лет и часто основаны на суевериях, мифах и вообще дезинформации. Во многих странах дети с инвалидностью исключены из общества и сегрегированны в специальных учреждениях. Они скрыты от глаз и мифы сохраняются. Это может приводить к страхам и ошибочным мнениям. Ведь детей с инвалидностью могут считать опасными, ненормальными, нехорошими, наказанными Богом. При другой крайности их могут рассматривать как наделенных особой духовной значимостью, как «Божьих ангелочков на земле». Их могут считать низшими, не вполне людьми, и поэтому не имеющими ни ценности, ни достоинств.

 

Работа по созданию изменений

            Для того, чтобы изменить ситуацию для детей с инвалидностью, должна проводиться работа, чтобы устранить превалирующее негативное отношение и восприятие, и укрепить позитивное отношение или традицию. Делая нечто позитивное, сообщество может обрести больше власти над своим собственным будущим и повысить свою способность добиваться положительных изменений.

            Мобилизация людей с инвалидностью является важным шагом, чтобы помочь создать изменения и для детей. Организации, которыми руководят люди с инвалидностью и которые действуют ради детей с инвалидностью, могут работать по защите прав детей и выбирать, какие акции приоритетны. Союз с этими организациями будет жизненно важен, если мы хотим добиться успешных изменений. Организации людей с инвалидностью должны привлекаться для консультирования, а также при планировании, проведении и оценке программ и служб для детей с инвалидностью. Их участие в компаниях по поднятию осознания является фундаментально важным для успеха.

            В связи с этим  важная задача – создавать связи между людьми и взрослыми с инвалидностью и без инвалидности. Если дети и взрослые никогда не встречались друг с другом в различных социальных контекстах, как могут они начать вырабатывать осознание и понимание собственного сходства? Если люди с инвалидностью являются частью общества, оказываются на виду, то это даст возможность людям без инвалидности изменить свое восприятие их и их проблем. Люди смогут познакомиться с «человеком», который кроется «за» инвалидностью.

            Обучение и наращивание способностей будет дополнительным вкладомво включение детей с инвалидностью в жизнь общества. Дискуссия должна ставить целью поддержать взрослых в намерении вступать в коммуникацию с детьми по поводу их положения и поощрять их интеграцию в более широкое сообщество. Учителям нужно давать советы о том, как адаптировать свои методы обучения для детей со специальными потребностями; родителям должно быть показано, как работать с детьми с самого раннего возраста, чтобы способствовать их развитию. Родителей следует поощрять к тому, чтобы их дети взаимодействовали со сверстниками без инвалидности, чтобы способствовать обучению и развитию своих детей с инвалидностью.

            Подключение лиц, ответственных за принятие решений на правительственном уровне, будет способствовать осознанию этих проблем и поощрять рост возможностей к изменениям. Предоставление необходимого обучения и увеличение потенциала, касающихся вопросов инвалидности, профессионалов, которые работают в здравоохранении и социальном обеспечении, педагогов, местных государственных служащих и служащих других организаций поможет наращиванию ресурсов для того, чтобы откликнуться на потребности детей с инвалидностью.

            Способствовать включению детей с инвалидностью в обычные виды деятельности означает, что им должны быть предоставлены вспомогательные средства, например инвалидные коляски, а в некоторых случаях и личная помощь. Однако, это не все. Среда также должна быть адаптирована.

            Социальные изменения, однако, не произойдут, пока мы не включим детей с инвалидностью и их семью в процесс принятия решений. Они должны участвовать как полноправные члены планирования проекта, обсуждения критических решений и создания услуг.

 

Важнее всего, чтобы на повседневном уровне родители, учителя и другие дети считали себя обязанными пытаться найти способы, как детям с инвалидностью участвовать в деятельности сообщества. Людям нужно понять, что стимуляция, игра, спорт, любовь и безопасность так же важны для этих детей, как и для других детей. Если у ребенка трудности с передвижением, мы должны помочь этому ребенку развиваться на его собственных условиях. Участие возможно, если дети с инвалидностью получают шанс, и если их идеи услышаны.

 

Заключение

            Инвалидность является частью жизни человечества, и детей с инвалидностью можно найти в любой культуре, в любом обществе и в любом сообществе во всем мире. У них есть право на уважение и поддержку, чтобы обеспечить их полное участие и равенство в обществе, но часто в результате отношения общества или организации среды они не могут реализовать эти права. Анализ медицинской и социальной моделей инвалидности может быть полезен для понимания исходных отношений и выработки эффективных подходов. Руководящими принципами любого подхода должны быть коммуникация и участие, поскольку исключение детей из каких-либо видов активности лишает их доступа к той самой поддержке, которая нужна для их развития. Наша обязанность – работать по созданию изменений в отношениях и среде, так, чтобы дети с инвалидностью могли полностью участвовать в жизни своего сообщества.

 
 

Текущее время